Качество автомобильного газа зимой

Зимний период особенно труден для водителей – как с точки зрения дорожных условий, так и из-за необходимости подготовки автомобиля. Подготовка к зиме является заботой также и производителей топлива, в т.ч. автомобильного газа. Они вынуждены корректировать эксплуатационные параметры LPG с учетом низкой температуры окружающей среды, чтобы в таких условиях можно было без проблем его использовать.

Состав LPG

Заправка: автомобильный сжиженный газКак известно, сжиженный газ (LPG) это смесь двух углеводородов – пропана и бутана с небольшим содержанием других газов, таких как метан, этан и пентан. Основное влияние на характеристики газового топлива оказывают, однако, две главные составляющие – пропан и бутан. Меняя их пропорции, можно подобрать свойства топлива к погодным условиям (температуре окружающей среды).

Температура кипения и давление в баке

Решающее влияние на характеристики LPG имеют температуры кипения пропана и бутана. Пропан хорошо испаряется уже при -42 градусах Цельсия, а бутан при -0,5. Именно благодаря этим параметрам сжиженный газ имеет склонность к испарению (переходу в газообразное состояние). Это очень важно, т.к. самостоятельное испарение LPG в баке создает над поверхностью жидкого топлива газовую подушку. Благодаря этому в баке возникает повышенное давление, которое позволяет жидкой смеси пропана и бутана перемещаться к отдаленным элементам системы впрыска.
Сравнивая температуры кипения обеих составляющих, хорошо видно, что пропан в нашем климатическом поясе почти всегда будет легко испаряться, создавая соответствующее давление в баке. К сожалению, бутан при температурах ниже нуля уже не переходит в газообразное состояние, поэтому в баке не будет избыточного давления и газ не сможет перемещаться по системе подачи топлива.

Смена состава LPG

Поэтому соответствующие пропорции пропана и бутана подбираются в зависимости от внешней температуры, так чтобы обеспечить давление в газовой топливной системе. В зимний период в автомобильном газе увеличивают содержание пропана, а летом, когда на улице плюсовые температуры, можно снизить количество этого газа, заменяя его более дешевым бутаном.
Повышенное содержание пропана в автомобильном газе несет и дополнительную пользу. Пропан является газом с высоким октановым числом, т.е. хорошо сгорает в двигателе. Водитель может почувствовать это в виде повышения мощности и ускорения. Резюмируя, отметим, что хороший зимний газ характеризуется высоким содержанием пропана, хорошим давлением паров и высоким октановым числом.

Существует ли в таком случае плохой зимний газ?

К сожалению, да. Нечестные поставщики часто используют огромное количество метана, содержание которого в LPG должно быть не выше 0,1%. Небольшое количество метана, даже на уровне 0,2-0,3%, позволяет достичь зимних параметров в топливе LPG при очень низком содержании пропана, даже ниже 35%. Такое топливо соответствует норме, но имеет низкое октановое число. Высокое давление метана вызывает помехи при сгорании смеси в двигателе или даже перебои в его работе из-за склонности метана к испарению еще в топливопроводах. В результате создаются т.н. газовые пробки. Поэтому так важно заправляться только на проверенных заправках.