Что такое октановое число?

Многие автолюбители, да и не только они, ставят перед собой вопрос о том, что такое октановое число? На этот вопрос ответить и просто, и сложно. Первоначально, это тот показатель, который характеризует чувствительность топлива к детонации. Для тех, кто не знает, что это такое, можно сказать простыми словами. Для двигателей внутреннего сгорания — это способность топлива при его сжатии противостоять самовоспламенению.

Во многих странах мира  производится, а самое главное, потребляется, огромное количество бензина. Для того чтобы бензин правильно сгорал в цилиндрах автомобиля, он обязательно должен обладать рядом необходимых свойств. Одним из самых важных его свойств является октановое число бензина. Именно это и означают цифры, которые написаны на автозаправочных станциях, что означает качество, и во многом, от этого, зависит и цена бензина.

Довольно часто, идя по улице, обращаешь внимание на то, что из выхлопной трубы проехавшего автомобиля валит черный дым. Это означает простую истину. В цилиндрах двигателя бензин вместо положенного ему сгорания, при скорости подачи 15-60 м/с, начинает детонировать и взрываться. Детонация и взрывы происходят со скоростью 2000-2500 метров в секунду. Волна многократно отражается от стенок цилиндра, создает при этом неприятный звук, при этом очень резко снижается скорость движения автомобиля, мощность двигателя, ускоряя, таким образом, его износ.

Первые исследования на устойчивость бензинов к детонации были проведены еще в 1921 году американскими инженерами под руководством Гарри Риккардо. Он первый предложил идею создания шкалы стойкости бензина к детонации. В тридцатых годах прошлого века за стандарт был выбран изооктан, из-за высокой стойкости бензина к детонации.

При эксплуатации полноразмерного двигателя может происходить фракционирование бензина. Это происходит при переменных режимах, что дает основание реально оценивать стойкость к детонации, при различных фракциях бензина. Распределение октанового числа, с учетом его фракционирования в двигателе автомобиля, представляет собой октановое число топлива.

Для его повышения, довольно часто производитель использует компоненты с высокооктановым числом, а также антидетонационные присадки. При этом следует помнить, что большинство из них легче бензина, и происходит следующий эффект. Если у автомашины бак закрыт не герметично, то по мере того как происходит расход топлива, и происходит испарение присадки октанового числа,  октановое число оставшегося бензина уменьшается на несколько его единиц.

В большинстве инжекторных двигателей используется бензин, октановое число которого довольно высокое, однако двигателям с большой степенью сжатия необходим бензин, имеющий октановое число не ниже 95 – 98.