Особенности работы форсунок ГБО

С 2008 г. российские автомобили должны соответствовать экологическим нормам «Евро-3», а в странах Евросоюза автотранспорт с этого года должен соответствовать стандартам «Евро-5».

Двигатели таких автомобилей имеют бортовую европейскую диагностику (EOBD), поэтому, чтобы выполнить требование указанных выше норм при переводе на газомоторное топливо, требуется обязательно устанавливать инжекторные системы распределенного впрыска (системы IV поколения). При этом резко возрастают требования к совместимости газовых систем управления со штатными бензиновыми системами.

Накопленный в последние годы опыт серийного производства и эксплуатации показывает, что системы IV поколения ГБО позволяют максимально повысить эффективность работы современных бензиновых двигателей на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном углеводородном газе (СУГ). Эта эффективность в значительной степени определяется работой важнейших исполнительных элементов — газовых форсунок, которые являются запорными дозирующими устройствами и реализуют сложный алгоритм электронных управляющих систем. От эффективной работы этого элемента в значительной степени зависит стабильная и надежная работа двигателя на газе, а в отдельных случаях на бензине.

Одновременно с ростом предложений систем распределенного фазированного впрыска газа на рынок ГБО поступают комплекты с новыми моделями форсунок, различными по конструкции и эксплуатационным параметрам. На нескольких примерах проиллюстрируем тенденции в выборе газовых форсунок.

Вначале отметим, что потребитель нередко пытается провести аналогию с бензиновыми форсунками. Вместе с тем сходство между бензиновыми и газовыми форсунками, в основном, заключается только в названии элементов и функции. И те и другие — инжекторы, впрыскивающие топливо под избыточным давлением с помощью электрической катушки, открывающей запорный элемент. Дозирование требуемого в данный момент количества топлива определяется величиной времени открытия проходного сечения форсунки и давления газа на впрыске, но существенных различий гораздо больше, что показано ниже в табл. 1.

Таблица 1. Сравнение условий работы бензиновых и газовых форсунок

Показатель, свойство Бензиновые форсунки Газовые форсунки
Рабочая фаза топлива Бензин в жидкой фазе Газ в паровой фазе
Давление поступающего топлива Стабильно во всем диапазоне Большие колебания при изменении нагрузок, пульсация
Температура поступающего топлива Стабильна во всем диапазоне Большие колебания, с изменением нагрузок высокая
пульсация
Чистота топлива Высокая Средняя
Стабильность на переходных режимах Не требуется калибровка На пробегах 30-60 тыс. км требуется калибровка
Подбор форсунок Строгий подбор определенной модели форсунок по данным
производителя двигателя
Применение универсальных форсунок установщиками ГБО

Прежде всего, разница состоит в том, что бензин необходимо подавать в двигатель в жидкой фазе, а газовое моторное топливо поступает и дозируется в форсунке в газообразной фазе, параметры которой меняются в значительно больших пределах, чем у жидкости. Это, при видимом сходстве процессов впрыска, накладывает существенные дополнительные требования к газовым форсункам и делает системы впрыска газа изначально более чувствительными и нестабильными. В первую очередь это относится к точности и равномерности дозирования газа в равной степени как к СУГ, так и к КПГ.

Для подачи эквивалентной по энергетической потребности двигателя порции газа форсунки должны иметь значительно большую, чем у бензиновых, пропускную способность и соответственно сечение дозирующих каналов, что объясняет причину того, почему пока не удается реализовать заманчивую идею — одной универсальной форсункой дозировать газ или бензин.